Прививка от наркомании — журнал #33



ПРИВИВКА ОТ НАРКОМАНИИ

Причины невинности по отношению к наркотическим веществам содержатся в представлениях православного человека о духовном значении страданий, боли, скорби или, напротив, — в представлениях об утешении, радости и блаженстве. То есть в том, что мы смело могли бы назвать здесь особенным, не только церковным, но и традиционно русским запретом наркотиков. Болезнь наши предки воспринимали как Божие посещение, явление Любви и орудие скорбного пробуждения от грехов, потопляющих душу. Много болевший преподобный Исаия Отшельник писал: «Скорби нам служат пособием к сохранению Заповедей Божиих» (Слово 27-е). То же мы видим и в Новом Завете: «В скорби будьте терпеливы» (Рим. ХII, 12).

Вспомним, что говорится о страдании Господа в Евангелии от Марка: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место, И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял» (Мк. ХV, 22-23). «Вино со смирною» — это был одуряющий напиток, притупляющий чувства, его давали пить осужденным, чтобы уменьшить страдания.

Конечно, не следует думать, что каких-то иных отношений к страданиям, скорбям и болезням русские люди не знали. Речь идет о преобладающих устремлениях, приоритетах, содержащихся в вероучении. Из вероучения исходит и очевидно отличное от современного понимание радости и блаженства.

Современная лексика несет в себе множество глума и надругательства над православной историей русского слова. За три четверти века безбожия омертвело, потеряв изначально духовную сущность, и слово «блаженство». Сегодня «блаженный» чаще прочего ассоциируется с придурковатым, психически неполноценным или недоразвитым. Слово «блаженство» имеет и другое прочтение, означающее плен необузданной эйфории, страсть наслаждений, греховных галлюцинаций и запретных вожделений, — в общем, все то, чего опрометчиво ожидает начинающий наркоман, впервые в жизни с затаенным дыханием пробивающий вену иглой.

Однако для человека крещеного предмет этот выглядит совершенно иначе. В исконном значении слово «блаженство» воспринимается как благополучие, благосостояние, счастье и высшая степень духовного наслаждения. Это является следствием соблюдения Закона Божия и, разумеется, выполнения нравственных требований: сохранения святости семейного очага, благочестивого воспитания детей и праведного труда во Славу Господа.

Такое блаженство воспринимается как Божия благодать, дарованная в утешение человеку смиренно благочестивому и незлобивому, поскольку и «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). А согласно Нагорной проповеди, блаженны и нищие (смиренно просящие) духом, и плачущие, и кроткие, и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и все, изгнанные за правду и гонимые за Христа (Пс. 1, 1).

В православном сознании не бывает блаженных — «психически недоразвитых и неполноценных», и уж тем более — бесноватых. Но блаженными именуют подвижников, свершавших деяния во Славу Господа в особом, юродивом чине: св. Блаженную Ксению Петербургскую, св. Андрея Юродивого, св. Василия Блаженного.

При этом обычное, то есть человеческое понимание блаженства является частью и отражением надмирного, высочайшего смысла, сокрытого в этом слове. Веками, от материнского молока до крови, страданиями и смертью в русской душе утверждалось признание истины о блаженстве грядущем и спасительном, означающем торжество и победу над адом и смертью.

Вот поэтому-то без малого тысячу лет в сознании народа не появлялось и тени намека на увлечение богомерзкой отравой. В самом сознании православного человека содержался вполне сформированный иммунитет. Он прививался в трудах и молитвах множества поколений. Но как многим сегодня вместо поиска наслаждений и комфорта необходимы эти знания и мудрость, эта «прививка от наркомании!».

Все познается в сравнении. Сегодня с проблемой наркотиков происходит по сути то же, что уже состоялось вчера — с алкоголем: употребление наркотиков тоже стало фактически повсеместной проблемой. Как знать, может быть, завтра нам подскажут, что и наркомания — наше «исконное утешение». Похоже, что кто-то, как и прежде, стремится забыть и изъять из истории даже следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного русского человека. И, наверное, девять веков этой жизни были весьма далеки от идиллий.

Однако отметим, что и накануне крушения Империи тема наркотиков в волнах народного моря казалась лишь маленькой каплей. В сознании русского общества понятия «наркозависимость» или попросту не было, или оно занимало едва не последнее место; наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое и порождающее по преимуществу одни лишь слухи и неясности. Но, как известно, все очень скоро открылось: за возвышенными мечтаниями о революции близилась тьма откровенного сатанизма. Прекрасное, просвещенное вольнодумство обращалось звериным духом безбожной толпы. И плевелы наркотизма враг рода человеческого сеял, уже практически не скрываясь: Известно, что атеизм является фундаментальной основой марксистско-ленинской коммунистической идеологии. Именно в советское время в нашей стране возникли законы по запрету наркотиков. Проблема наркотиков нашла свой глумливый, но пророчески точный адрес: год 1917-й. Год, когда государство Российское, а точнее — тысячелетний, глубинный, казавшийся нерушимым, фундамент православного государства, дал страшную трещину.

В истории нашей случилось непостижимое: для последующих поколений старый мир Православной России стал «утерянной Атлантидой», стерся и исчез, словно память с дешевой дискеты: Увидеть здесь точку отсчета — это значит осознать все последующее течение болезни. И для начала признать очевидное: без православного понимания в России проблема наркотиков неразрешима. Уже поэтому данный предмет нельзя представлять только чем-то далеким от вероучения, новостильным, чужеродным и западным, Напротив, именно в Церкви, в православных традициях и в нашей истории хранится спасительный компас, путеводитель, а лучше сказать — свеча надежды в мире ожесточившемся, падшем, где наркомания лишь знаменует физическое и духовное разложение, дегенерацию и распад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *